Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ Суджанского района Курской области

 

 

 

 

администрация Суджанского района  

Курской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от   19.12.2018                                                   Суджа                                                   №  408

 

 

 

Об утверждении Методических  указаний по разработке и реализации

муниципальных программ Суджанского района Курской области

 

 

 В целях обеспечения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, в соответствии с  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Суджанского района Курской области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации, утвержденным постановлением Администрации Суджанского района Курской области от 10.12.2018 г. №810, статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом муниципального района «Суджанский район» Курской области:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ Суджанского района Курской области в новой редакции.

2. Признать утратившим силу Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ Суджанского района Курской области, утвержденные распоряжением Администрации Суджанского района Курской области от 05.11.2013 года № 295.

            3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Финансово-экономического управления Администрации Суджанского района Бирюкову И.П.

            4. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его подписания.

 

 

 

И.о. главы Суджанского района

Курской области                                                                                                        С.П. Фролов

 

 


Утверждены

распоряжением Администрации

Суджанского района Курской области

от 19.12.208 №408

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по разработке и реализации муниципальных программ

Суджанского района Курской области

 

 

I. Общие положения

 

 

1. Настоящие Методические указания определяют требования к разработке муниципальных программ Суджанского района Курской области (далее - муниципальные программы), подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее – годовой отчет), сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ Суджанского района Курской области (далее – сводный доклад).

2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ Суджанского района Курской области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации (далее - Порядок), утвержденном постановлением администрации Суджанского района Курской области от 10.12.2018 г. №810.

3. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей и участников муниципальной программы в процессе разработки, реализации и оценки эффективности муниципальной программы.

4. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:

- формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений государственных программ Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Суджанского района Курской области и основных направлений деятельности Администрации Суджанского района Курской области на соответствующий период, Решений Представительного Собрания Суджанского района Курской области, постановлений Администрации Суджанского района Курской области;

- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований районного бюджета;

- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы));

- интеграции муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) мер для достижения целей муниципальных программ;

- определения органа местного самоуправления Суджанского района Курской области, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);

- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;

- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики Суджанского района Курской области с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

5. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется согласно Порядку.

 

II. Разработка муниципальной программы и ее структура

 

6. Структура муниципальной программы должна быть разработана в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 2 Порядка и в соответствии с п. 10-47 настоящих Методических указаний.

7. Муниципальная программа включает подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы, содержащие основные мероприятия.

8. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы, разрабатываемую с учетом положений п. 51 настоящих методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам муниципальной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.

9. Если муниципальная программа направлена на достижение целей, реализация которых предусматривает участие муниципальных образований района в рамках их полномочий, то муниципальная программа должна содержать обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов муниципальной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований, либо по их группам.

 

Титульный лист муниципальной программы

 

10. Титульный лист к муниципальной программе должен содержать следующую информацию:

а) наименование муниципальной программы;

б) наименование ответственного исполнителя;

в) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона, электронный адрес непосредственного исполнителя.

 

Заполнение паспорта муниципальной программы

 

11. Паспорт муниципальной программы разрабатывается в соответствии с п.9 Порядка по форме согласно приложению к Порядку.

12. Наименование муниципальной программы указывается в соответствии с титульным листом.

13. Ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы указываются в соответствии с п.5 Порядка.

14. В графе «Подпрограммы Программы» паспорта муниципальной программы должен быть представлен перечень подпрограмм.

15. Программно-целевые инструменты муниципальной программы включают ведомственные целевые программы в сфере реализации муниципальной программы.

При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".

16. В графах «Цели Программы» и «Задачи Программы» паспорта муниципальной программы перечисляются цели и задачи, разработанные в соответствии с п. 24-29 настоящих Методических указаний.

17.  В графе «Целевые индикаторы и показатели Программы» перечисляются индикаторы и показатели, соответствующие п. 30-35 настоящих методических указаний.

18. Этапы и сроки реализации указываются в соответствии с требованиями п. 36 настоящих методических указаний.

19. Объемы бюджетных ассигнований указываются в тыс.руб. с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы, а также по годам реализации муниципальной программы.

20. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.

 

Текстовая часть муниципальной программы

 

21. Текстовая часть муниципальной программы должна иметь структуру в соответствии с п.10 Порядка и должна быть разработана в соответствии с требованиями, изложенными в п. 22-47.

 

Характеристика текущего состояния и прогноза развития

соответствующей сферы реализации муниципальной программы

 

22. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.

Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы по Курской области (при возможности такого сопоставления).

Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.

Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.

При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Суджанского района, стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации муниципальной программы.

 

 

 

Приоритеты муниципальной политики

в сфере реализации муниципальной программы

 

23. Приоритеты муниципальной политики определяются исходя из Стратегии социально-экономического развития Суджанского района Курской области, основных направлений деятельности администрации Суджанского района Курской области, иных нормативно-правовых актов Суджанского района Курской области.

 

Цели и задачи муниципальной программы

 

24. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.

25. Цель должна обладать следующими свойствами:

- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);

- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

- измеримость (достижение цели можно проверить);

- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);

- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).

26. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

27. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.

28. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

29. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.

 

Целевые (показатели) индикаторы муниципальной программы

 

30. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Целевые показатели (индикаторы) даются в строгой увязке «цель муниципальной программы» → «задача муниципальной программы» → «показатели муниципальной программы».

31. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:

- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);

- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);

- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);

- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);

- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) муниципальных программ);

- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).

32. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.

33. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.

34. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения.

35. Показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения, задачи) муниципальной программы.

В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.

Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).

Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения. Исходя из целей статистического наблюдения, для одного и того же процесса и (или) объекта наблюдения могут использоваться разные наблюдаемые характеристики.

Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).

При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.

Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.

Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.

 

 

 

 

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

 

36. На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.

 

Основные конечные результаты реализации

 муниципальной программы

 

37. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:

- изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);

- вывод от реализации муниципальной программы.

 

Ресурсное обеспечение муниципальной программы

 

38. Информация о расходах местного бюджета на реализацию муниципальной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств местного бюджета (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам муниципальной программы).

Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов.

39. Объемы финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются в соответствии с параметрами решения Представительного Собрания Суджанского района Курской области о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации муниципальной программы согласно приложению 3 к настоящим Методическим указаниям.

 

Характеристика основных мероприятий

 муниципальной программы

 

40. Набор основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы.

Вложения:

503 Service Unavailable