МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию
конфликта интересов

 

1. Введение

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены по итогам обобщения практики применения взысканий за коррупционные правонарушения в случаях непринятия должностными лицами мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закона № 273-ФЗ) устанавливает, что конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
(далее – должностное лицо), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (далее – полномочия).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее также – доходы или выгоды) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (далее – лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица).

Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и другие.

В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (далее – предотвращение и урегулирование конфликта интересов) возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

К иным категориям лиц прежде всего относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

В целях реализации мероприятий по противодействию коррупции положениями федеральных законов, регламентирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, отдельные должности в организациях на основании трудового договора, установлены виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений и порядок ее применения, в том числе за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

 

2. Особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 

2.1. В случае поступления (выявления) информации, указывающей на непринятие должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо руководствоваться следующим.

В целях всестороннего изучения обстоятельств, характеризующих наличие (отсутствие) конфликта интересов, которые рассмотрены в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, и соблюдения прав должностного лица необходимо проведение проверки.

Проверка соблюдения должностным лицом требований к служебному поведению, в том числе требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в соответствии с:

- Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее
соответственно – проверка, Положение о проверке);

- Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066;

- утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями Положениями о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных должностей и лицами, замещающими отдельные должности и соблюдения лицами требований к служебному поведению.

2.2. В настоящих методических рекомендациях под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения.

Такие сведения могут содержаться в информации,представленной в письменном виде в установленном порядке должностными лицами, органами и организациям указанными в пункте 10 Положения о проверке. Основанием для проведения проверки может, в том числе быть информация, ставшая известной работнику подразделения или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделение (уполномоченное лицо)), в  ходе анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), из обращений граждан и организаций или открытых источников (размещенные в сети «Интернет» государственные реестры, в том числе иностранные, средства массовой информации, сведения, публикуемые в социальных сетях и т.д.).

2.3. Проверка осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем).

Решение принимается отдельно в отношении каждого должностного лица и оформляется в письменной форме.

2.4. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

При невозможности завершения мероприятий в установленный срок рекомендуется принимать решение о продлении срока проведения проверки.

2.5. По результатам проведения проверки должен быть установлен факт совершения или не совершения должностным лицом коррупционного правонарушения.

2.6. В ходе проверки рекомендуется провести следующие мероприятия.

2.6.1. Сбор сведений и их анализ.

Рекомендуется изучить личное дело должностного лица, сведения о доходах, а также сведения о выполнении им иной оплачиваемой работы. Информация, хранящаяся в личном деле должностного лица, содержит сведения о прошлых местах работы данного лица, данных о его родственниках и местах их работы. Информация о месте работы родственников необходима для анализа возможности возникновения конфликта интересов (например, в случае если организация, в которой работают лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, является поставщиком товаров, исполнителем работ или оказывает услуги по заказу государственного (муниципального) органа или подведомственных ему организаций). Анализ сведений о выполнении иной оплачиваемой работы позволяет установить возможность выполнения такой работы на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия.

Анализ сведений о доходах также осуществляется в целях выявления организаций и лиц, в отношении которых должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия. В этой связи рекомендуется изучить:

- сведения о местах работы супруги (супруга) должностного лица, а также об организациях, учредителями, участниками, руководителями или работниками которых является должностное лицо и (или) лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица;

- информацию о владении ценными бумагами организаций;

- информацию о наличии долей в уставных капиталах организаций;

- сведения об организациях и лицах, от которых должностное лицо, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети получали когда-либо доход.

Дополнительно целесообразно изучить круг физических и юридических лиц, с которыми должностное лицо взаимодействовало в рамках исполнения своих полномочий за последние три года.

Рекомендуется изучить утвержденный государственным (муниципальным) органом перечень организаций, подведомственных государственному (муниципальному) органу и работников, замещающих должности руководителей и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в указанных организациях, а также перечень физических и юридических лиц, являющихся контрагентами данных организаций.

В рамках проведения проверки могут быть использованы специализированные программные продукты, позволяющие получать актуальную общедоступную информацию о физических и юридических лицах, их связях и аффилированности.

2.6.2. Проведение беседы с должностным лицом, а также иные мероприятия, предусмотренные пунктом 15 Положения о проверке, являются правом подразделения (уполномоченного лица). Рекомендуется не допускать игнорирования данных мероприятий, которые способствуют установлению всех возможных обстоятельств ситуации, явившейся основанием для проведения проверки. Вместе с тем, в случае обращения должностного лица в соответствии с пунктом 22 Положения о проверки проведение беседы с ним является обязанностью и должно быть организовано в течение семи рабочих дней со дня обращения должностного лица, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с данным лицом.

При проведении беседы необходимо напомнить должностному лицу о положениях антикоррупционного законодательства, в том числе понятии конфликта интересов, личной заинтересованности и мерах ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Необходимо учитывать, что задаваемые должностному лицу вопросы направлены на прояснение всех обстоятельств, явившихся основаниями для проведения проверки и (или) выявленных в ходе ее проведения, а также свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом требований антикоррупционного законодательства (недостоверное представление сведений о доходах, нарушение установленных ограничений и запретов, невыполнение обязанностей).

В ходе беседы рекомендуется обсудить следующие вопросы, касающиеся, в том числе:

- основных требований антикоррупционного законодательства в соответствии с предметом проверки;

- информации, послужившей основанием для осуществления проверки;

- обстоятельств, свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом антикоррупционного законодательства;

- информации, полученной по итогам запросов, если такие запросы были направлены до проведения беседы;

- иные вопросы (в т.ч. организационного характера).

В ходе беседы рекомендуется опросить должностное лицо по следующим блокам вопросов:

- когда и при каких обстоятельствах возникла возможность конфликта интересов, которая изучается в рамках проведения проверки;

- взаимосвязь должностного лица и иных лиц, участвующих в ситуации возможного конфликта интересов, как давно и при каких обстоятельствах возникли взаимоотношения. Необходимо попросить должностное лицо разъяснить свои должностные обязанности, порядок их реализации, иные фактически имеющиеся у него и реализуемые им полномочия, которые не закреплены в должностных обязанностях, обязанности вышеупомянутых иных лиц, когда и при каких обстоятельствах с ними осуществлялось взаимодействие (как служебное, так и внеслужебное);

- причины непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (либо принятие неполных мер), какие меры он считает необходимым принять в настоящее время в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов (возможности его возникновения). Данная рекомендация применима, когда конфликт интересов очевиден;

- осведомленность должностного лица при поступлении на службу (назначении на должность, реализации конкретных функций) о возможности возникновения конфликта интересов, знало или предполагало ли должностное лицо, что данная ситуации может возникнуть и какие меры необходимо было принять.

В ходе беседы целесообразно попросить должностное лицо представить всю имеющуюся у него информацию (материалы, письма, документы и пр.), касательно рассматриваемой ситуации. В случае отказа должностного лица от представления таких материалов ему необходимо напомнить, что содействие в проведении проверки может быть учтено при принятии соответствующего решения по результатам проверки.

Беседа не должна иметь обвинительный уклон, необходимо постараться расположить должностное лицо, объяснить необходимость максимально объективно изучить с его помощью все обстоятельства, требующие рассмотрения в рамках проверки.

В зависимости от ситуации подразделением (уполномоченным лицом) могут быть проведены беседы с любыми лицами, информация которых может способствовать установлению всех обстоятельств проверки.

В случае, если в ходе беседы с должностным лицом (иными лицами) выявлена значимая для проверки информация, которой подразделение (уполномоченное лицо) не располагало, рекомендуется подготовить справку по результатам беседы, подписанную сотрудниками подразделения (уполномоченным лицом) и должностным лицом (иными лицами). При отказе должностного лица (иных лиц) от подписания, названный документ подписывается сотрудниками подразделения (уполномоченным лицом).

При установлении  в ходе беседы обстоятельств, свидетельствующих о возможно допущенных иных коррупционных правонарушениях, информация о которых ранее не изучалась в рамках проверки, требуется их дополнительное, углубленное рассмотрение, задействовав все необходимые инструменты проверки.

2.6.3. Направление запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в государственные (муниципальные) органы и организации с целью получения необходимой информации, имеющейся в распоряжении данных органов и организаций в отношении проверяемого должностного лица.

Так, например:

- запрос в организацию, в которой должностное лицо осуществляет иную оплачиваемую работу или работало ранее, может способствовать установлению трудовых обязанностей должностного лица в данной организации и конкретного вида поручаемой ему работы;

- запрос в ФНС России позволит установить доходы, полученные должностным лицом в течение рассматриваемого периода, лиц, перечислявших ему денежные средства, информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, а также доли участия в уставных капиталах организаций;

- запрос в Росреестр позволит установить наличие зарегистрированных прав должностного лица на недвижимое имущество, а также лиц, с которым совершены сделки по купле-продаже такого имущества;

- запрос в кредитные организации позволит установить информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, получить информацию об осуществляемых денежных переводах по таким счетам, об используемых должностным лицом банковских продуктах (кредит, вклад, ипотека и пр.).

2.6.4. В целях своевременного выявления и урегулирования ситуаций конфликта интересов подразделениям (уполномоченным лицам) рекомендуется принимать в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с уполномоченными государственными органами меры по установлению круга лиц, с которыми должностное лицо состоит в семейных или иных близких отношениях. Кроме того, представляется необходимым детально изучить род занятий и место работы лиц, с которыми должностное лицо связано иными близкими отношениями, а также осуществляемые данными лицами трудовые обязанности.

2.6.5. Если для проведения проверки требуется проведение оперативно-разыскных мероприятий, проверка осуществляется путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в соответствии с частью третьей статьи 7Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в таком запросе необходимо указать сведения, предусмотренные пунктом 17 Положения о проверке.

2.7. Анализ всех полученных сведений проводится в целях подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, которые рассмотрены в разделе 4 настоящих методических рекомендаций.

2.8. Наряду с соблюдением сроков проверки, проводимой в целях подтверждения факта непринятия должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо строго соблюдать порядок привлечения должностного лица к ответственности за данное правонарушение. В случае нарушения данного порядка решение представителя нанимателя (работодателя) о привлечении должностного лица к ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе увольнение в связи с утратой доверия, может быть оспорено в судебном порядке.

2.9. По окончании проверки подразделение обязано ознакомить должностное лицо с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Подпунктом «а» пункта 24 Положения о проверке установлено право должностного лица давать пояснения в письменной форме, в частности, по результатам проверки. В соответствии с пунктом 25 Положения о проверке такие пояснения приобщаются к материалам проверки. В этой связи в целях защиты интересов должностного лица необходимо уведомлять данное лицо в письменной форме (с отметкой об ознакомлении) о результатах проверки до направления соответствующего доклада представителю нанимателя (работодателю) либо уполномоченному им лицу.

В случае отказа лица, в отношении которого проведена проверка, от ознакомления с ее результатами, как правило, составляется соответствующий акт либо заключение направляется заказным письмом с уведомлением (например, если лицо нетрудоспособно длительное время в связи с заболеванием). В любом случае должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на своевременное ознакомление с результатами проверки, и собраны документы, подтверждающие отказ лица от ознакомления.

При соблюдении указанных условий отсутствие подписи должностного лица, в отношении которого проведена проверка, не препятствует подразделению представить доклад о ее результатах представителю нанимателя (работодателю) либо уполномоченному им лицу, а также рассмотрению (при необходимости) данного материала на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (с уведомлением об этом должностного лица).

Вместе с тем, решение о привлечении к ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, не может быть реализовано в отношении временно нетрудоспособного лица, а также находящегося в отпуске по беременности и родам, в иных установленных законом случаях.

2.10. Применение взыскания за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением (уполномоченным лицом), а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, с учетом рекомендации данной комиссии.

Итоговое решение о применении (неприменении) взыскания и его вида принимает представитель нанимателя (работодатель). В докладе представителю нанимателя (работодателю) о результатах проверки рекомендуется наряду с указанием возможных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предлагать конкретную меру ответственности, которую целесообразно применить к должностному лицу (при наличии оснований для ее применения).

 

3. Срок применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 

Законодательство в области противодействия коррупции не содержит унифицированной нормы, определяющей срок привлечения к ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Такие сроки предусмотрены федеральными законами, определяющими специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности должностных лиц.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного прав

Вложения:

503 Service Unavailable